Сайт учителя математики и физики Дубровиной Ирины Викторовны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Научно-методическая деятельность

Если услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, а сделаешь сам – тогда поймёшь

Восточная мудрость

  • Тема самообразования "Развитие ключевых компетенций на уроках математики и физики через самостоятельную работу учащихся".

В XXI веке возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий и культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций". 

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования требует от школы не только дать теоретические знания ученику, но и создать для него условия самостоятельно получать их, работать с различными источниками информации, понимать окружающих, представлять себя, вести дискуссию, ставить цели и делать самоанализ. Разнообразные виды самостоятельной деятельности способствуют развитию предметных и ключевых компетенций, что является необходимым компонентом современного образования.

Список изученной литературы по данной теме.
  • Программы УМК

Для работы в 5-6-х классах использую программу В. И. Жохова. Программа обеспечена учебно-методическим комплексом «Математика» для 5-6-го классов, автор Н. Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина, 2009 г.).


В 7-9-х классах по алгебре использую программы и учебники авторов Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова (М.: Просвещение, 2009 г.), по геометрии авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др (М.: Просвещение, 2008 г.).


Данные программы направлены на формирование общей  культуры  учащихся, адаптации личности к жизни общества, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Их использование в общеобразовательных классах позволяет осуществлять главные принципы обучения доступность, научность, осуществлять индивидуальный подход к ученикам. Программы предусматривают развитие творческого потенциала ученика, способного к самореализации и самосовершенствованию.


При составлении  тематического планирования, использую материалы методических пособий, статей, методических журналов, ресурсов интернет. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели, индивидуальные  и психологические  особенности учащихся.

Используемые учебники

Название

Автор

Издательство

Год издания

1.

Математика 5 класс

Виленкин Н. Я. И др.

«Мнемозина»

2009

2.

Математика  6 класс

Виленкин Н. Я. и др.

«Мнемозина»

2009

3.

Алгебра  7класс

Макарычев Ю. Н. и др.

«Просвещение»

2009

4.

Алгебра  8класс

Макарычев Ю. Н. и др.

«Просвещение»

2009

5.

Алгебра  9 класс

Макарычев Ю. Н. и др.

«Просвещение»

2009

6.

Геометрия 7- 9класс

Атанасян Л. С.

«Просвещение»

2008

7.

Физика 7 класс

Перышкин А. в.

«Дрофа»

2009

8.

Физика 8 класс

Перышкин А. В.

«Дрофа»

2009

9.

Физика 9 класс

Перышкин А. В.

«Дрофа»

2009


  • Технологии
Чтобы сформировать конкурентоспособного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимы активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников.

Для решения образовательных задач применяю:

- Дифференцированное обучение:
           - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
           - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

- Игровое обучение
          Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

- Коллективный способ обучения (автор В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин)
          Обучение осуществляется путем общение в динамических парах, группах, когда каждый учит каждого (ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем).

- Технология обучения математике на основе решения задач (автор Р.Г. Хазанкин)
          В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные уроки: урок-лекция, уроки решения "ключевых задач", уроки консультации, зачетные уроки.

- Педагогическая технология на основе эффективных уроков (автор А.А. Окунев) 
         Основное в уроке - создать противоречие между задачами, которые ставит учитель и знаниями, умениями учащихся (Интересующие вопросы, задания с ошибкой, математические сказки, сочинения, задания с пропусками или выбором ответа).

- Уровневая дифференциация обучения (автор В.В. Фирсов)
         Основное условие - систематическая повседневная работа по предупреждению и мотивации пробелов и ликвидации пробелов путем организации переcдачи зачетов.

Осваиваю технологию учебного проекта и ИКТ.
При выборе технологии учитываю индивидуальные и психологические особенности детей, класса, а также их степень мотивации к учёбе и уровень знаний.
  • Диагностика
Для отслеживания достижений учащихся использую диагностику общепредметных и предметных компетенций (Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты / авт.-сост. Г.Б. Полтавская. - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.).

Учёт сформированности общеучебных умений и навыков учащихся с7 по 9 кл.


Результативность сформированности умений и навыков учащихся в 9 классе по алгебре
Обозначения в таблицах
1-Умения вычислять
2-Умение выполнять преобразование алгебраических выражений
3-Умение решать системы и уравнения
4-Умение строить графики
5-Умение решать текстовые задачи
6-Формулировать проблему и делать выводы
7-Умение выделять главное
"-" не владеет
"±" владеет удовлетворительно
"+" владеет хорошо

Для того, чтобы определить возможности ученика, его сильные и слабые стороны, провожу диагностику психологических особенностей личности (Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.). Результаты диагностики

Для развития навыков самооценки учащихся применяю принципы метода оценки "360 градусов" (автор Д.Ворд). Например, учащиеся 9 класса сделали самоанализ собственных достижений по следующим параметрам:
  1. Уровень знаний;
  2. Отношение к учёбе;
  3. Работа с информацией;
  4. Работа в паре, в группе;
  5. Самостоятельность;
  6. Самореализация и самооценка;
  7. Целенаправленность;
  8. Планирование работы.