Если услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, а
сделаешь сам – тогда поймёшь
Восточная мудрость
- Тема самообразования "Развитие ключевых компетенций на уроках математики и физики через самостоятельную работу учащихся".
В XXI веке возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий и культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций".
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования требует от школы не только дать теоретические знания ученику, но и создать для него условия самостоятельно получать их, работать с различными источниками информации, понимать окружающих, представлять себя, вести дискуссию, ставить цели и делать самоанализ. Разнообразные виды самостоятельной деятельности способствуют развитию предметных и ключевых компетенций, что является необходимым компонентом современного образования.
Список изученной литературы по данной теме.
Для работы в 5-6-х классах использую программу В. И.
Жохова. Программа обеспечена учебно-методическим комплексом «Математика» для
5-6-го классов, автор Н. Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина, 2009 г.).
В 7-9-х классах по алгебре использую программы и
учебники авторов Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова (М.:
Просвещение, 2009 г.), по геометрии авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.
Б. Кадомцев и др (М.: Просвещение, 2008 г.).
Данные программы направлены на формирование общей культуры учащихся, адаптации личности к жизни общества,
на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ. Их использование в общеобразовательных классах позволяет
осуществлять главные принципы обучения доступность, научность, осуществлять
индивидуальный подход к ученикам. Программы предусматривают развитие
творческого потенциала ученика, способного к самореализации и
самосовершенствованию.
При составлении
тематического планирования, использую материалы методических пособий,
статей, методических журналов, ресурсов интернет. При отборе теоретического и
практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели,
индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Используемые учебники
№
|
Название
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
Математика 5 класс
|
Виленкин Н. Я. И др.
|
«Мнемозина»
|
2009
|
2.
|
Математика 6 класс
|
Виленкин Н. Я. и др.
|
«Мнемозина»
|
2009
|
3.
|
Алгебра 7класс
|
Макарычев Ю. Н. и др.
|
«Просвещение»
|
2009
|
4.
|
Алгебра 8класс
|
Макарычев Ю. Н. и др.
|
«Просвещение»
|
2009
|
5.
|
Алгебра 9 класс
|
Макарычев Ю. Н. и др.
|
«Просвещение»
|
2009
|
6.
|
Геометрия 7- 9класс
|
Атанасян Л. С.
|
«Просвещение»
|
2008
|
7.
|
Физика 7 класс
|
Перышкин А. в.
|
«Дрофа»
|
2009
|
8.
|
Физика 8 класс
|
Перышкин А. В.
|
«Дрофа»
|
2009
|
9.
|
Физика 9 класс
|
Перышкин А. В.
|
«Дрофа»
|
2009
|
|
Чтобы сформировать конкурентоспособного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимы активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников.
Для решения образовательных задач применяю:
- Дифференцированное обучение:
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
- Игровое обучение
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- Коллективный способ обучения (автор В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин)
Обучение осуществляется путем общение в динамических парах, группах, когда каждый учит каждого (ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем).
- Технология обучения математике на основе решения задач (автор Р.Г. Хазанкин)
В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные уроки: урок-лекция, уроки решения "ключевых задач", уроки консультации, зачетные уроки.
- Педагогическая технология на основе эффективных уроков (автор А.А. Окунев)
Основное в уроке - создать противоречие между задачами, которые ставит учитель и знаниями, умениями учащихся (Интересующие вопросы, задания с ошибкой, математические сказки, сочинения, задания с пропусками или выбором ответа).
- Уровневая дифференциация обучения (автор В.В. Фирсов)
Основное условие - систематическая повседневная работа по предупреждению и мотивации пробелов и ликвидации пробелов путем организации переcдачи зачетов.
Осваиваю технологию учебного проекта и ИКТ.
При выборе технологии учитываю индивидуальные и психологические особенности детей, класса, а также их степень мотивации к учёбе и уровень знаний.
Для отслеживания достижений учащихся использую диагностику общепредметных и предметных компетенций (Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты / авт.-сост. Г.Б. Полтавская. - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.).
Учёт сформированности общеучебных умений и навыков учащихся с7 по 9 кл.
Результативность сформированности умений и навыков учащихся в 9 классе по алгебре
Обозначения в таблицах
1-Умения вычислять
2-Умение выполнять преобразование алгебраических выражений
3-Умение решать системы и уравнения
4-Умение строить графики
5-Умение решать текстовые задачи
6-Формулировать проблему и делать выводы
7-Умение выделять главное
"-" не владеет
"±" владеет удовлетворительно
"+" владеет хорошо
Для того, чтобы определить возможности ученика, его сильные и слабые стороны, провожу диагностику психологических особенностей личности (Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.). Результаты диагностики
Для развития навыков самооценки учащихся применяю принципы метода оценки "360 градусов" (автор Д.Ворд). Например, учащиеся 9 класса сделали самоанализ собственных достижений по следующим параметрам:
- Уровень знаний;
- Отношение к учёбе;
- Работа с информацией;
- Работа в паре, в группе;
- Самостоятельность;
- Самореализация и самооценка;
- Целенаправленность;
- Планирование работы.
| 
|